ДЕЛО СЛУЧАЯ
синопсис
Эта история о неудачниках. Не обо всех, конечно, а только о тех, кто проживает в городе Горохове.
Начинается история с бани. Точнее, с предбанника, где уже помытые граждане сидят, укутавшись в простынки, попивают пивко и изливают друг другу души. Один из граждан – художник Поленьев – самый знаменитый из неизвестных художников – жалеет, что мы отстаем от Запада, где часто похищают картины: украли – сразу поднимается в защиту общественное мнение, а значит приходит и слава… А что у нас? Нет такой доброй традиции, не доросли еще.
У другого помывшегося – Кости Сорокина – сразу созревает мысль: помочь современным художникам прославиться.
И назавтра он отправляется в Горгорхудорг (Гороховскую городскую художественную организацию). Там как раз готовится вернисаж и развешивают картины. Костя находит главного в этом Горгоре Алехина и на голубом глазу заявляет: Хочу украсть картину, чтобы поддержать наших художников. Кого бы вы мне посоветовали?
Алехин в замешательстве: Такие вопросы нельзя с кондачка решать, это надо решать на худсовете.
Приходится собирать худсовет ради решения вопроса, кто достоин быть украденным. Кандидатами на почётное похищение становятся известный художник Борисов, скандально известный художник Триженов и неизвестный художник Поленьев, как самовыдвиженец. Но Поленьев, понимая, что у него шансов никаких, покидает худсовет.
А тут и появляется Костя Сорокин за окончательным ответом. И оставшиеся художники начинают понимать, что похитителю лучше всего дать взятку за предстоящую кражу. Как дать? А положить, что надо, за картину, которую он унесет…
И вот сам акт кражи. Ночь, темень, Костя на цыпочках, фонарик. Сорокин с удивлением обнаруживает за картинами некие вещицы – назовём их сувенирами. А возле картины скандально известного художника «Обнажённая полевод» обнаруживает аж сам прототип или прототипессу. Кстати, обнаженной она будет или нет – решать режиссеру. У нас она не обнаженная. Но обалдевший Костя так или иначе уносит прототипессу Ольгу на руках, забыв о картинах…Но одну из картин кто-то всё-таки уносит. Кто? Некая неопознанная тень.
Утром на вернисаже один за другим появляются художники с кокетливым вопросом: ну, кого украли?.. И нет предела возмущению, когда они узнают, что украдена бездарная картина Поленьева.
А тут появляется и следователь Мокин, у которого это, оказывается, первое расследование. Так уж получилось, что он с юных лет играет в футбол за «Динамо», имеет льготы для поступления в юридический, вот и стал следователем поневоле. А все опытные следователи в командировках, послать некого, вот и послали на расследование его. Поэтому и следствие, как вы догадываетесь, пойдет не так, как надо.
Тем временем, Костя и Ольга с удивлением открывают друг друга. Сначала, как простые неудачники, потом находят много общего в судьбах – комплексы ограниченности, непричастности к жизни, недоступности к тому, что имеют все.
Но когда им удаётся сформулировать эти свои «болячки-комплексы-тараканы в голове», они приходят в восхищение друг от друга. Начинается лёгкая симпатия. Даже сентиментальными вдруг стали: а давай сходим на то место, где мы встретились, где первый раз увидели друг друга…
А это значит, в Горгорхудорге, где, напомним, идёт следствие. И значит еще, что «преступников тянет на место преступления». Где Костю все «потерпевшие» сразу и узнают, а Мокин сразу и арестовывает.
И вот суд – слушается «дело случая». Тоже, понятно, в Горгорхудорге, переоборудованном под судилище. Но «на наше счастье» в суде тоже – одни неудачники. Вот послушайте хотя бы речь адвоката.
— Ведь что такое неудачник? Обычно все улики говорят против него, на месте преступления отчетливо видны только его следы, все свидетельские показания уличают только его одного… Но что такое неудачник в широком смысле? Это патрон, которым жизнь выстрелила, но не попала в яблочко. Или выстрел оказался холостым. Или вообще – не в ту сторону…Знаете, бывает, вдруг оказывается, — адвокат аж смахнул слезу, — что всю жизнь занимаешься не своим делом…
Вы будете смеяться, но именно на этом суде такими оказываются и судья, и прокурор, и адвокат. Не говоря уже о следователе, который улетел с футбольной командой на игру куда-то за границу. Все художники вызваны в суд, как свидетели обвинения, один только Поленьев – как свидетель защиты.
В конце суда Ольга спрашивает у судьи:
— Госпожа судья, имеет ли подсудимый право на последнее слово?
— Конечно, имеет.
— Тогда позвольте мне сказать последнее слово за обвиняемого.
— Ну, если подсудимый не возражает…
И Ольга произносит такую горячую речь о неудачниках, что председатель Горгорхудорга Алехин не выдержал и выкрикнул с мест публики: Долой неудачников!
— Тихо, — осадила его судья, — не мешайте слушать.
— Она дело говорит, — поддержал судью прокурор.
— Сейчас вы, господа судьи, — продолжила Ольга, — собираетесь вынести приговор вот этому неудачнику. Я тоже неудачница. Но можете нас поздравить. К нам пришла такая удача, которая многим и не снилась. Это любовь.
Зал в едином порыве встаёт и аплодирует.
Прокурор срывается с места, чтобы пожать руки Ольге и Косте.
Сквозь шум пробивается голос Поленьева:
— Постойте, послушайте, дайте мне…Я что, зря старался?.. Слушай сюда. Это же я украл картину…
— Что-что? – зазвонила колокольчиком судья. – Что вы сказали?
— Это я украл свою картину, — повторил в полной тишине Поленьев.
— Но что нам делать? – растерялся прокурор. – Ведь он украл свою картину.
— Суд откладывается. Дело отправляется на доследование.
— А следователь сейчас в загранпоездке где-то.
Все вздыхают. Тогда в полной тишине Ольга просит слова:
— Приглашаем всех на нашу свадьбу. На свадьбу двух счастливых неудачников. На что мы будем жить – неизвестно, где мы будем жить – неизвестно, но главное-то мы будем жить! И жить счастливо. Потому что мы любим друг друга.
— Где жить? – говорит судья. – Это не проблема. У нас свободен КПЗ.
— А что это?
— Камера предварительная…

АВТОР: Владимир ПАНКОВ
НАЗВАНИЕ РУКОПИСИ: "Дело случая"
Прокомментировать через Facebook или ВКонтакте

Добавить комментарий